Грамотно построенная структура коуч-сессии является основой профессионального коучинга и залогом результативности работы коуча и клиента. Важно помнить, что коучинг – это история длящихся отношений. Изменения в человеке происходят между сессиями, когда он выполняет задачи, фокусируется на шагах плана, который был разработан им самим с помощью коуча, и через выполнение своих задач и шагов клиент достигает поставленных целей, получает результат.
В этом процессе коуч-сессия является пусковым механизмом.
Коуч-сессия – это беседа, позволяющая последовательно идти к цели и добиваться результата.
У коуч-сессии есть определенная структура. Однако нельзя сказать, что эта структура четко запрограммирована и незыблема.
Структура коуч-сессии можно метафорически представить как нить, на которую коуч нанизывает техники и компетенции. Как нить, структура коуч-сессии обладает некоторой гибкостью и может быть изменена коучем в зависимости от ситуации.
Именно поэтому со стороны сложно уловить, что делает коуч.
Тем не менее, с точки зрения методики в коуч-сессии выделяются определенные этапы:
- Установление контакта
- Целеполагание
- Исследование, поиск вариантов
- Выбор, определение прогресса, внедрение в жизнь
- Завершение
Рассмотрим каждый из этапов подробно.
1. Установление контакта
На первом этапе к нам приходит клиент. Он приходит к нам с проблемой или запросом. Мы назовем этой темой. Важно помнить, что если клиент заявляет именно о проблеме, то коуч с помощью вопросов помогает коучи превратить проблему в задачу.
Проблему клиента можно сравнить со стеной. Об эту стену можно очень долго, методично и безрезультатно биться головой. А вот задача – это уже способ преодоления этой стены. Пока клиент смотрит на ситуацию и осознаёт её как проблему, он упирается в её ограничения и не движется к её разрешению. А когда он формулирует ситуацию как задачу, он сразу начинает искать пути решения. Итак, запрос, желание, задача, – всё это тема.
Начать с клиентом диалог о теме помогут вопросы, например:
- О чем бы вы хотели поговорить?
- К какому вопросу хотите меня привлечь?
- Чем я могу быть тебе полезен(а)?
2. Целеполагание
Именно здесь и начинается этап целеполагания. На этом этапе коуч помогает коучи перевести тему в цель на сессию, цель «здесь и сейчас». Цель – это направление движения, результат, к которому стремится клиент. Коуч на этом этапе помогает клиенту осознать цель, сформулировать её и проверить на истинность. Как только клиент почувствует цель «своей», он максимально включится в ее достижение. Истинная цель находит внутри клиента отклик, который включает мотивацию для достижения. А цель, навязанная клиенту снаружи, например, обществом, привычками, близкими людьми, никогда не создаст подобной мотивации, какой бы значимой она не казалась. Именно ясность и осознанность цели дают энергию для её достижения.
На этом этапе коуч использует вопросы:
- Чего вы хотите достичь за эти 50-60 минут?
- Какой будет лучший результат сегодня?
- Каким будет лучшей результат этой сессии?
- Что вы хотите достичь сегодня?
Далее коуч проверяет цель по критериям. Эти критерии подходят как для долгосрочной, так и для краткосрочной цели:
Мотивация: Почему именно эта цель? Зачем вам это?
Уместность, приоритетность: Почему сейчас? Это самая важная на сегодня цель?
SMARTER (Конкретна + Измерима + Достижима + Релевантна + Определена по срокам + Экологична + В зоне контроля + Позитивна)
Необходимость достижения: Что будет, если не достигнете? Что будет, если достигнете? Что Вы потеряете в результате?
Критерии достижения цели: Как Вы узнаете, что достигли цели?
3. Исследование, поиск вариантов
Как только цель определена, наступает этап исследования, поиска вариантов. Этот этап может затрагивать настоящее и будущее клиента, но мы не заходим в прошлом, не ищем причины в прошлом. Коучинг как методика не работает с прошлым. Какие вопросы может использовать коуч на этом этапе:
- Какие у вас есть варианты решения ситуации? Что знаете о достижении цели?
- Какой из них вам ближе?
- К чему вы готовы?
- Кто/что может вам помочь?
4. Выбор, определение прогресса, внедрение в жизнь
После этого следует этап выбора, на котором клиенту нужно ответить на вопросы:
Вы нашли несколько решений. А какое из них вы выберете? Какой вариант вы готовы попробовать?
На этом этапе важно, чтобы клиент проговорил свой выбор и осознанно взял на себя ответственность за него.
После того, как клиент сделал свой выбор и принял ответственность за него, ему нужно разработать план действий. И это уже этап внедрения в жизнь. Это этап приземления фантазий клиента, превращения их в программу действий.
Если этот этап будет пропущен, то клиент, который нашел решение, которое ему нравится и которое его устраивает, рискует так и остаться на стадии «любования» своим решением. Чтобы избежать такого развития событий, коуч на этапе внедрения в жизнь помогает клиенту проговорить способы внедрения его решения.
На этом этапе уместны следующие вопросы:
- Как вы это будете внедрять?
- Как это проявится в вашей жизни?
- Что конкретно вы сделаете?
- Что вы сделаете в первую очередь?
- Какой будет ваш первый шаг?
- Что вы сделаете уже сегодня/завтра?
Этап внедрения в жизнь позволяет клиенту создать план пошаговый план реализации.
6. Завершение
Последним этапом коуч-сессии является завершение. Этот этап состоит из двух частей: коуч спрашиваем клиента, что ценного он для себя нашёл в своей работе сегодня.
Вторая часть – это вдохновляющее, воодушевляющее обращение коуча к клиенту. Это обращение делается по фактам. В этой части коуч:
- благодарит клиента за работу (за открытость, за энергию, за настойчивость в поиске решения, за смелость, творческий подход и т.д.);
- напоминает клиенту о тех находках, которые он сделал в течение сессии;
- выражает веру, что свои находки клиент внедрит в жизнь, и это поможет ему прийти к заявленной цели.
Материал подготовлен Верой Дерипаско из Высшей Школы Коучинга